Проектирование подъемника для вывешивания грузовых автомобилей весом до 9 тонн
В данной работе спроектирован и рассчитан стационарный гаражный напольный подъёмник, предназначенный для вывешивания грузовых автомобилей весом до 9 тонн, под передний и задний мосты, на тупиковых шиномонтажных участках автотранспортных предприятий.
Согласно исходных данных к проектированию, мною был проведен обзор существующих конструкций стационарных гаражных подъёмников. Обзор показал, что наиболее близки по конструктивным параметрам к проектируемому изделию следующие подъёмники:
- подъёмник напольный электромеханический, модель ПЭН–25;
- подъёмник гаражный напольный, модель ПН–9.
Эти подъёмники были выбраны мною в качестве аналогов при проектировании разрабатываемого изделия. Технические характеристики и принцип работы выбранных аналогов приведены ниже.
Благодаря проведенному обзору и анализу существующих конструкций была составлена кинематическая схема проектируемого изделия. Приведенная ниже схема разработана с учетом основных преимуществ (простота конструкции, надёжность, долговечность) и недостатков (высокая металлоёмкость, низкий КПД) рассмотренных аналогов. Данный подход позволит достичь более высоких результатов при проектировании нового изделия.
Согласно представленной схемы проектируемый подъёмник состоит из следующих основных узлов:
- сварной несущей рамы – такая её конструкция наиболее дешева, проста в изготовлении и надежна;
- электропривода, состоящего в свою очередь электродвигателя и червячного редуктора, соединённых клиноременной передачей – данный тип привода применяется повсеместно, имеет широкий диапазон регулирования выходных параметров и обладает достаточно высоким КПД при минимальных энергозатратах;
- передачи винт-гайка – применение данной передачи позволяет добиться необходимой плавности работы подъёмника и соблюдения требований безопасности за счет свойственного этой передаче свойства самоторможения.
Проектируемый стационарный гаражный напольный электромеханический подъёмник предназначен для вывешивания грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ под передний и задний мосты при замене или перестановке колес на шиномонтажном участке, а также замены поврежденных колес груженых автомобилей. Конструкция подъемника проста и высоконадежна и характеризуется низкими энергозатратами на вывешивание автомобиля, малой трудоемкостью по обслуживанию и высокой долговечностью.
Подъемник (рисунок 4) состоит из следующих основных узлов: рамы 1, привода 2, несущей рамы 5, блока управления 9, отбойных роликов 7. Привод подъёмника, в свою очередь, состоит из электродвигателя 55, одноступенчатого червячного редуктора 56 и соединяющей их клиноременной передачи. Выходной вал редуктора через полумуфты 15 и 16 соединен с винтом, на котором выполнена однозаходная трапециидальная резьба, установленном на упорном подшипнике. На винте имеется неразъёмная гайка с тягами, соединенная через балку 3 с кулисами 4, которые шарнирно соединяют раму 1 с несущей рамой 5. Рамы дополнительно соединены щеками 6.
Принцип работы подъёмника: Принцип работы подъёмника состоит в следующем. Грузовой автомобиль устанавливают на подъёмник таким образом, чтобы несущая рама располагалась четко под рамой автомобиля. С этой целью, а также с целью предотвращения повреждения самого подъёмника от наезда на него автомобиля, со стороны въезда на подъёмник предусмотрены вращающиеся отбойные ролики, которые в случае неправильного заезда центрируют автомобиль над несущей рамой подъёмника.
Нажимают на кнопку «ВВЕРХ» блока упраления. При этом включается трёхфазный асинхронный двигатель привода подъёмника и крутящий момент передаётся через клиноременную передачу на червячный редуктор. Выходной вал редуктора соединен через полумуфты с винтом. Полумуфты служат для компенсации осевых и угловых смещений валов а также для предотвращения превышения расчетных нагрузок. Вращающийся винт, опираясь на упорный подшипник передвигает гайку. Преобразуя вращательное движение винта в поступательное, гайка перемещает в продольном направлении тяги с балкой, которые, в свою очередь, поворачивают кулису, производя таким образом подъём несущей рамы с автомобилем. В крайнем своём положении, соответствующему максимальной величине подъёма, гайка через концевой выключатель отключает электродвигатель от сети. При нажатии на кнопку «ВНИЗ» привод вращается в обратную сторону, опуская несущую раму с автомобилем. Концевой выключатель отключает электродвигатель от сети при достижении рамой крайнего нижнего положения.
Разработана схема установки оборудования на шиномонтажном участке АТП и приведено описание органнизации работ с применением данного оборудования, учитывающая основные требования техники безопасности.
Чертеж общего вида подъемника для вывешивания грузовых автомобилей весом до 9 тонн
Сборочный чертеж привода подъемника для вывешивания грузовых автомобилей
Деталировка подъемника для вывешивания грузовых автомобилей весом до 9 тонн
3 Проектирование подъемника для вывешивания грузовых автомобилей весом до 9 тонн 7
3.1 Описание и обоснование принятой конструкции изделия 7
3.2 Обзор конструкций напольных подъемников 7
- 3.2.1 Подъёмник гаражный напольный, Модель ПН–9 7
- 3.2.2 Подъёмник напольный электромеханический, Модель ПЭН–25 9
3.3 Расчеты, подтверждающие работоспособность и надёжность конструкции 15
- 3.3.1 Расчет мощности электродвигателя привода подъемника и подбор электродвигателя и червячного редуктора 15
- 3.3.2 Расчет ременной передачи 18
- 3.3.3 Расчет передачи винт–гайка 22
- 3.3.4 Расчет и выбор упорного подшипника привода подъемника 26
3.4 Описание организации работ с применением разрабатываемого изделия 28
- 3.4.1 Технические характеристики и принцип работы проектируемого подъёмника 28
- 3.4.2 Организация работ и техника безопасности при применении разрабатываемого изделия 30
Пояснительная записка 30 страницы описания и расчетов, спецификации.