Модернизируемая станция технического обслуживания для легковых автомобилей «Тулпар», принадлежащая ИП «Кабылов» и находится в микрорайоне «Арман» Сарыаркинского района города Астаны по улице Кутпанова 5/1.
Целью настоящего дипломного проекта является проектирование имеющейся станции технического обслуживания для легковых автомобилей в г. Астане с улучшением рабочего участка компьютерной диагностики геометрии колес, регулировки развал-схождения колес.
Согласно поставленной цели в работе были определены основные задачи проектирования:
- обозначение объекта проектирования с характеристикой местоположения, природно-климатических условий района проектирования, генеральной схемы, структуры предприятия и технологической карты;
- обзор отечественных и зарубежных предприятий автообслуживания;
- технологический расчет СТО: годовые объемы, число рабочих, посты обслуживания, потребность в оборудовании, площади помещений и зон ТО и ТР, складских помещений и зон хранения автомобилей, плана производственных участков;
- разработка графика технологического процесса;
- разработка генерального плана предприятия, участков ТО и ТР;
- конструктивная разработка участка компьютерной диагностики колес с заменой имеющегося пневматического подъемника на улучшенный гидравлический подъемник: обзор имеющегося оборудования, описание и исследование предложенного оборудования, расчет основных элементов;
- определение мероприятий по охране труда, требований безопасности, расчет освещения производственных помещений;
- определение мероприятий по охране окружающей среды;
- экономическая оценка проектируемого СТО и предлагаемой конструкции.
Работа состоит из шести глав, частей «введение» и «заключение», а также приложений. При написании пояснительной записки к проекту были использованы методы расчета из учебных пособий для учащихся автотранспортных техникумов и технических специальностей высших учебных заведений таких авторов, как Марков О.Д., Иванов М.Н., Финогенов В.А., Карташев В.П., Могильченко В.И., Приходько А.Е., Напольский Г.М.
В разделе «Обоснование проекта» отражены: месторасположение проектируемого СТО; природно-климатические условия зоны проектирования; анализ проектируемого СТО – характеристика, структура СТО, должностные инструкции персонала, эффективность работы СТО; анализ отечественных и зарубежных предприятии автообслуживания. Проектируемая станция технического обслуживания хоть и не имеет выгодного месторасположения, как хотелось бы, а находится на окраине города, но и в центре микрорайона, спектр услуг СТО и эффективность его работы, плюс реклама и постоянство принципов работы позволили ему наработать своего постоянного клиента. Несмотря на умеренную концентрацию легковых автомобилей в данном районе, мастер своего дела, а в особенности в сфере автоуслуг, всегда востребован в данном мегаполисе, где численность автомобилей день изо дня только растет.
Станция технического обслуживания легковых автомобилей «Тулпар» имеет свою историю, начиная с 1998 года. Предприятие с цеха по оказанию ТО и ТР автомобилей с двумя подъемниками разрослось в полноценную станцию технического обслуживания с широким спектром оказываемых услуг. Надо сказать, исходя из имеющегося парка машин столицы, услуги ТО и ТР в СТО «Тулпар» ориентированы на три большие группы автомобилей – корейские, японские и немецкие.
В разделе «Технологический расчёт СТО» произведён расчёт: годового объёма работ по обслуживанию автомобилей принадлежащих населению г. Астана на СТО «Тулпар»; требуемого количества производственных рабочих; требуемого количества рабочих и вспомогательных постов, автомобиле-мест ожидания и площадей различных зон. Территория СТО «Тулпар» занимает площадь в 1125 м2, 320 из которой занимают производственные помещения, 240 - цех по уборочно-моечным работам, 400 - для зоны хранения автомобилей, 240 занимают административно-бытовые помещения, по 10 - зоны обслуживания и ожидания для клиентов и зона продажи автомобильных запчастей, 30 - технические помещения и 20 - складские помещения.
Расчетное число рабочих постов равно 5-ти, расчетное число производственных рабочих – 12-и. СТО одновременно может обслуживать до 10-ти автомобилей и имеет собственные графики технологических процессов по каждому из участков ТО и ТР. Также в разделе подобрано технологическое оборудование для проектируемого СТО, рассмотрен общий технологический процесс на предприятии до продвижения автомобиля на участок ТО и ТР ходовой части, представлен обзор технологического процесса ремонта ходовой части автомобиля. Для того, чтобы увеличить пропускную способность проектируемого участка по компьютерной диагностике геометрии колес данным проектом предусматривается замена пневматического подъемника на данном участке на гидравлический, конструктивная разработка которого приведена в следующем разделе.
В третьей главе мы полностью исследовали работу геометриста. В главе приведено значение исправной геометрии колес автомобиля для автовладельца, произведен обзор оборудования по диагностике геометрии колес, рассмотрены возможные неисправности геометрии колес, их причины и следствия. В главе полностью изучен технологический процесс диагностики и регулировки геометрии колес автомобиля, описаны проведенные опытные работы на существующей станции технического обслуживания.
Перейдем к конструктивному разделу, где предлагается обзор существующих конструкций подъемников для установки диагностики геометрии колес на участке геометрии колес в СТО «Тулпар», а также предлагаемых конструкций, их описание и расчет. В разделе «Конструктивная разработка» приведён обзор существующих конструкций; описание предлагаемой конструкции; конструктивный расчёт предлагаемой конструкции. В результате проведённых расчетов установлено, что расчётные значения не превышают допустимых значений. Данные расчетов позволят выбрать конструкцию, согласно определенным параметрам.
В разделе охрана труда отражены законы Республики Казахстан, принятые для обеспечения безопасности жизнедеятельности на производствах и промышленных предприятиях. В разделе охрана труда отражены требование безопасности при выполнении работ на проектируемом СТО, представлен расчет требуемой освещенности рабочих помещений проектируемого СТО с учетом искусственного и естественного освещения. Рассчитаны также затраты предприятия на электроэнергию, требуемое количество водообеспеченности и отопления. В разделе представлена инструкция по охране труда при работе с подъемником ОМА-512, а также дан анализ опасных зон оборудования.
Соблюдение требований охраны труда и выполнение предложенных мероприятий на предприятии позволит создать здоровые и безопасные условия труда на проектируемом СТО. В данной главе мы описали нормативно-правовые акты Республики Казахстан по охране окружающей среды. Выделили из них те части, которые имеют отношение к проектированию станций технического обслуживания легковых автомобилей. Указали нормы выбросов СО в атмосферу. Описали оборудование и установки, обеспечивающие минимилизацию антропогенного воздействия на окружающую среду: дали характеристики установки водоочистных сооружений. Также перечислили мероприятия на СТО по охране окружающей среды. Так как СТО «Тулпар» относится к классу малых, здесь не указаны установки по выводу СО из цехов.
В разделе «Экономическое обоснование проекта» отражены расчёты основных производственных фондов, кредита, экономической эффективности реализации проекта, экономической эффективности проектирования нового цеха по шиномонтажу и компьютерной диагностике геометрии колес. При годовом доходе проектируемого цеха по шиномонтажу и компьютерной диагностики колес СТО «Тулпар» 44938800 тг возможно выплатить кредит в сумме 2975000 тг за один год восемь месяцев.
Схема расположения СТО Тулпар
